Ork McKeen (c)
Мечта.


Вы видите сны? Красивые такие, цветные? Нет… Тогда вы просто устали. Или стали слишком большим.

***

Скажите, вы знаете, что такое мечта? А я знаю. У человека периодически появляются разные желания, но к настоящей Мечте они не имеют ни малейшего отношения. Когда я рассказываю эту историю – мне никто не верит. А вы сгоняйте в Гамбург, сходите в «Регину» и спросите местных халдеев о том, что было там в мае 1986 года. Они вам такое расскажут...

Эта история произошла в 1986 году. Именно тогда я и познакомился с одним из самых удивительных моряков торгового флота - Виктором. В том году мы с ним попали в один рейс и шли из Мельбурна домой в Мурманск – почти вокруг света. Мне и раньше доводилось слышать о Викторе, как о человеке «со странностями», но тут впервые представилась возможность убедиться в этом самому. Странность Виктора, или Витюши – как его все называли, заключалась в том, что у него была мечта. «Ну!» - скажете вы – «Какая же это странность?». А нет - он всю свою «сознательную» жизнь... мечтал - с тех пор, как начал ходить в море – с 1965 года. Виктор хотел купить новый импортный автомобиль голубого цвета, а точнее марки «TOYOTA» и купить его в магазине там. Сколько получал в те годы моряк торгового флота, думаю объяснять не надо. Витюша тоже это понимал... и копил. Вот в этом-то и заключалась его «странность» - все нормальные моряки приходили из рейсов «упакованные» по самое не хочу, а он все складывал на депонент. И так всю жизнь. Время шло, появлялись новые модели машин, откладываемая сумма росла, но ее все равно не хватало.

Виктор никогда не рассказывал о том, что его натолкнуло на эту мысль, но в том рейсе все-таки раскололся. Как оказалось, мечта о новом импортном автомобиле появилась, когда его отцу – ветерану войны – подарили в день Победы москвич, который окончательно и бесповоротно сломался через месяц. Эта машина до сих пор по его словам ржавела в гараже. Он обещал отцу купить новый, но так и не успел – отец умер. А мечта осталась. По ночам, после вахты, он рассказывал о том какой будет его автомобиль: голубого цвета, с плюшевыми сидениями и очень быстрый. И как он рассказывал! Мол, сядет в нее и поедет в Киев, в отпуск. (Его отец был родом из Киева и мечтал проехать на собственной машине туда из Мурманска)

Первое время я, конечно, посмеивался над Витюшей, но после захода в Дакар понял, что зря - Виктор был одним из самых известных моряков на этом свете. Его знали почти все. Мы с ним зашли в один из портовых кабаков Дакара, где его сразу окликнуло множество моряков, причем «не наших». При всей своей теории «накопительства» Виктор не был жмотом. Сначала он угощал всех своих знакомых – а было их немало. Пили «за мечту», разумеется. Потом все угощали его. Опять пили за мечту и его постоянство. У моряков такое понятие в голове не укладывалось, и Витюша имел у них большой авторитет. По аналогичному сценарию все проходило в Марокко, Испании и Франции. Рассказывали, что на каком-то из островов Тихого океана местный губернатор лично приходит на судно пожать ему руку. Наверное это уже легенды – но все этому верили и, видимо не без основания. Мне кажется, что Виктора знали во всех портах мира. Наверное так оно и было. Его друзей и знакомых подкупала Мечта – неизменная, постоянная и оптимизм. Было весело. Глядя на Витюшу просто хотелось жить.

За сутки до захода в Гамбург судно гудело от предвкушения этого события. Это был последний порт перед возвращением в Союз. Молодежь, в том числе и я, жадно внимала рассказам старых морских волков о прелестях «Рипера», маклаках и местных ценах. Все оставляли свой скудный заработок на последний порт. Отоварка – это сладкое слово!

На палубе готовили место под «металлолом» - подержанные машины. Тут и появился наш Витюша с загадочной улыбкой на лице и после небольшой паузы объявил о том, что у него «хватает». Немая сцена по-моему затянулась слишком долго. Обстановку разрядил Петрович – радист. С криком «ну ни … себе!» он кинулся к себе радиорубку. Как потом выяснилось, чтобы сообщить эту новость на «большую землю». Да, вот это была Новость! Сам капитан сподобился спуститься вниз, чтобы похлопать Витюшу по спине и промолвить нечто вроде «ну… ты … ммм… даешь…». Короче, ради этого события весь экипаж отодвинул отоварку на второй день - все шли с Виктором покупать машину.

На следующий день, после швартовки, вся команда – не считая вахтенных – шестьдесят человек приперлась в один из шикарных автосалонов Гамбурга. Надо было видеть лица продавцов при нашем появлении. А она стояла там - голубой металлик, плюшевые кресла... Аж светилась изнутри. Народ замер, наблюдая, как Виктор подошел к машине, встал на колени, обнял ее и заплакал. Зрелище, я вам скажу, не для слабонервных. Даже дед – старший механик – тоже пустил скупую слезу. Продавцы явно ничего не поняли и были в шоковом состоянии. Наконец, кто-то принялся им растолковывать в чем дело. Про Витюшу торговцы разумеется ничего не слышали – наши моряки у них машины не покупали. Через некоторое время, когда Виктор отошел от первого взрыва эмоций, он поинтересовался о том, сколько, собственно говоря, мечта стоит. На этот раз в шоке были наши ребята, но Витюша поднял руку, мол спокойно, братва, и извлек из наплечной сумки огромную пачку денег. Продавцы совсем ошалели – да, их дорогие машины покупают, но чтобы за такую сумму наличными!!!

Не хватало что-то около пятисот марок, но проблема исчезла через мгновение – Виктора завалили деньгами, ведь не каждый день при тебе мечту покупают. Договорились так: мы все сидим в «Регине», а Виктор все оформляет и подваливает туда на мечте, чтобы это дело обмыть.

До «Регины» шагали молча (все еще не «отошли» от магазина) и пили баночное пиво, а дойдя, естественно провозгласили тост за мечту. Потом было много «еще выпили». Так прошло часа три, а Витюши нет и нет. Решили по последней и обратно в магазин, но тут он появился. Я никогда не видел такого счастливого лица! Все стали орать «КЛЮ-ЧИ! КЛЮ-ЧИ!». Виктор улыбнулся и сказал:

- Нет у меня ключей, мужики. Я только сегодня понял, что у каждого человека должна быть Мечта! Налейте, что ли...

Он умер через полтора года от рака.

1990 год. Мурманск.