Вечерний Гондольер
Игорь Петров aka лабас (c)

Архивы рубрики Игоря Петрова "Короли и капуста". | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

LIVEЖУРНАЛИСТИКА: ДРАНГ НАХ ОСТЕН.


Всем привет!

Читаем сегодня новый рассказ Дмитрия Новикова «Рубиновый вторник» в «Салоне» , фантастический боевик Алексея Смирнова «Пограничная крепость» и воспоминательный не сказать мемуарный очерк Ирины Терентьевой «Тотальная клоунада, или  Асисяй  и  другие  "Лицедеи"»  в «Сетевой Словесности» и книгу стихов Олеси Воронцовой «Просто картинка» в Арт-ЛИТО.

При этом я с замиранием сердца жду завтрашнего дня. С одной стороны, весна наступает, которую прогрессивная общественность, особенно  далекая от вопросов выпадения снега на альпийских горнолыжных курортах и прочего фигурного клокотания, воспринимает обычно с чувством  гл. уд. Но помимо этого, захиревшие в зимние холода гестбуки рулинета буквально подавлены рекламным артобстрелом до склероза скромного в прошлых инкарнациях альманаха «Стерн», одни имена авторов которого говорят сами за себя, другие многозначительно молчат, в-общем, кажется, судьба темы двенадцатого выпуска решена заранее, буду обозревать братьев по разуму.

А пока отвлекусь немного от сугубой литературной рутины - с детства меня привлекали новые блестящие игрушки: каучуковые индейцы, кубик Рубика, игровые программы для БЭСМ-6 и автомобиль «Opel-Vectra» с пивом на заднем сиденьи и женой за рулем.

Об очередной относительно новой игрушке и пойдет сегодня речь.

LIVEЖУРНАЛИСТИКА: ДРАНГ НАХ ОСТЕН

Человечеству свойственно, в принципе, проявлять любопытство  к своему ближнему человечеству. Я не говорю даже о таких радикальных формах, как Штирлиц, вуайеризм в общественном транспорте и видеокамеры, вмонтированные в мочалки в женской бане. Нет, на более бытовом уровне, тавтологичная и затянутая пьеса «Жизнь» (автор сценария известен, насчет режиссера мнения расходятся) каждый день предлагает некие вялые повороты сюжета, бесстыдно заимствованные из мексиканских телесериалов: Глаша уходит от Паши к Наташе, Иван Васильевич меняет профессию, Сиси рекурсивным образом  теряет память и 24 зарегистрированных на конец прошлого года его отпрыска вновь обречены вздыхать  и думать про себя.

Да даже просто, если ты, читатель, имел когда-либо удовольствие жить на первом этаже (желательно не в загородной резиденции), ты и сам мог застать это любопытство пялящимся в дырочки тюлевой занавески на кухне. Постепенно к этому привыкаешь, конечно. Окна моего кабинета, к примеру, выходят аккурат на соседний дом. Прошлым летом шторами я еще не обзавелся, сидел за компутером и что-то лабал. Компутер стоял экраном к окну. Каждый вечер сторожевой пост в квартире напротив (этаж не первый, этаж четвертый) занимала незнакомая беременная женщина и смотрела мне в спину. Где-то с месяц меня это напрягало, я даже не открывал секретные файлы с доказательством теоремы Ферма, местонахождением Янтарной комнаты и составом команды «Энергетик» (Верхний Урень) на ближайший матч чемпионата страны. Потом привык, и мне это стало слегка льстить: хоть один есть у меня внимательный читатель, которого даже языковые барьеры не останавливают. Счастье было недолгим, сейчас уже трудно вспомнить, что нас разлучило: шторы, роды или мы просто надоели друг другу.

Собственно, и интерес читателей к мемуарной литературе, о котором я уже слегка писал в 8 выпуске, он тоже зачастую связан с уникальными оптическими свойствами замочных скважин... Но вот в чью-то отягченную мудростью голову пришла гениальная мысль, что обществу может быть интересна не только «Жизнь замечательных людей», но и «Жизнь простого человека». Мне трудно восстановить правильную хронологию, но, кажется, фильм «Шоу Трумэна» стал одной из первых ласточек зарождающегося культа. (Для несмотревших вкратце фабула: за человеком с момента рождения следят камеры, идет ежедневное непрекращающееся liveшоу, все вокруг него - декорации, гигантский павильон, построенный специально для  этой программы, все окружающие его люди, в том числе родители, жена, друзья по школе - актеры, зрители - весь земной шар, во внешнем мире Трумэн дико популярная культовая фигура, о чем он, понятно, и не догадывается).

Дальше пошли liveкамеры в Интернете, в прошлом году подключилось телевидение (тут я могу рассказывать только о немецких реалиях): первое шоу такого рода на канале RTL зовется в память о тов. Оруэлле «Big Brother», 10-12 мальчиков и девочек помещены в изолированный от внешнего мира домик в пригороде Кёльна, где и должны под неусыпным присмотром  камер и зрителей прожить сто дней. Ну а там уж показывай себя во всей красе: ты ежедневно два часа на экране в prime-time. Недаром два героя самого первого шоу, хоть и не стали его победителями (отсев идет по такому принципу: каждые 2 недели робинзоны выбирают тайным голосованием двух кандидатов на вылет, из них уже зрительским голосованием определяется один неудачник), моментально выбились в национальные поп-звезды, ну и делают сейчас все, что полагается: поют фанерным голосом, танцуют с грацией эпилептиков, ведут телепередачи для идиотов, словом, ничем не отличаются от коллег по цеху.

Второй цикл «Big Brother» прошел с явно меньшим успехом, третий и вовсе сейчас сливает воду, т.к. подобрались конкуренты, канал SAT1 делает свое шоу «Girlsсamp», где девочки посимпатичнее (а мальчиков и вовсе нет), да и действие проходит где-то в тропиках, так что форма одежды даже в феврале минимальная. Есть еще какое-то шоу, в котором акцент и вовсе делается на постельные подробности (тут все тянется опять же из первого «Big Brother»а: за тем, как мальчик с девочкой залезли с головами под одно одеяло, а потом там под ним что-то слегка шевелилось, неделю благодаря камерам ночного видения следила вся страна, с замиранием сердца изучая изменение очертаний одеяла и решая в уме сложные топологические задачи...)

Но я по традиции сильно отвлекся. Я, вообще говоря, слегка о другом...

Идея вести liveдневник в рулинете тоже совершенно не нова, да и лежит на поверхности. Опять же не имею информации о том, кого можно считать основоположником, собственно, многие сольные проекты чем-то походили на этот самый дневник, тут надо Lexу Андреева, наверно, упомянуть.  Те же самые последние обзоры Льва Пирогова в «Обсёрвере» или «Хроники литературной жизни» Кузьмина и Co.  на «Вавилоне» по стилистике тоже приближаются к дневнику, но наибольшая чистота жанра была, наверное, у Линор Горалик в ее записных книжках на личной странице и совсем недавно у Жени Чуприной в авторской гостевой книге «Сетевой Словесности» (проект скромно назывался «Поющая в клозете»).

Таким образом, www.livejournal.com не придумал, в сущности, ничего нового, каждый обладатель стандартной гестбуки, закрыв ее от посторонних на запись, мог бы проделывать тоже самое, суть скорее в удобном интерфейсе и некоей централизации  и стандартизации (речь о принципах, визуальные и стилевые настройки меняются как душе угодно) процесса.

Итак, каждый желающий получает по вышеуказанному адресу персональный liveжурнал, в который может вносить новые записи либо посредством стандартного браузера, либо благодаря специальной программке, скачиваемой на собственный компутер.

Удобство заключается в возможности редактирования предыдущих записей, теперь уже не оправдаешься, что мягкий знак в слове «постьмодерьнизьм» ачепятка, а не вопиющая безграмотность; в возможности быстрого просмотра последних записей в liveжурналах т.н. «друзей» (коих выбираешь сам, скажи мне, кто, и так далее); в том, что комментарии читателей к твоей записи выносятся на отдельную страницу, а не перебивают текст дневника на манер гестбуки (это часто раздражает, у той же Чуприной быстро завелся анонимный доброжелатель, страдающий избытком дерьма в организме и проистекающей от этого страстью к конструктивной - все анонимные дерьмоносцы в жопе души своей страшные конструктивисты - критике, при том, что это был именно дефиниционно дневник, а не литературное произведение, т.е. жанр, которому критика как-то не требуется).

Тут мы подходим к любопытному вопросу, об интересности liveжурналов разных известных и не очень людей широкой сетевой общественности. Т.е., с одной стороны, эта штука (как и большинство ресурсов в Интернете) находится в свободном доступе, да и, собственно, автор, ведя дневник подобным образом, а не в запаролированном вордфайле в недрах собственного жесткого диска, провоцирует интерес к своим записям. С другой стороны, ему ничего не мешает сказать: идите нахер, ё.к., я это пишу исключительно для собственных нужд и собственного кайфа, и вам это вовсе читать не вперлось.

К примеру, Антон Носик даже оснастил свой дневник следующим замечательным дисклаймером (полностью - здесь)

Это не статьи и не проза, и лично я свой дневник пишу только для себя (хоть и не возражаю против ознакомления с отдельными заметками ограниченного круга друзей, коллег и знакомых).

Формат записей, которые я оставляю в своем дневнике на LiveJournal, не предполагает и не требует наличия стороннего читателя. Никому не возбраняется иметь по поводу моих записок собственное мнение, равно как и высказывать его в любом формате - однако попытки затевать публичную полемику по поводу вещей, прочитанных в моем дневнике, представляются мне неадекватными...

Тут могут возразить, что если я так свято оберегаю privacy своих заметок, ничто не мешает сделать их закрытыми для публичного доступа. Строго говоря, я так и поступаю: адрес моего дневника нигде за пределами LiveJournal не публикуется, и поисковыми машинами эти записи тоже не индексируются. Учитывая демографию и общие размеры WWW,  такой пассивной защиты должно быть достаточно для того, чтобы ресурс не считался публичным. Открытый доступ нужен мне лишь для того, чтобы демонстрировать  возможности LiveJournal тем из моих друзей и знакомых, кто еще не начал пользоваться  этим сервисом. Как только на сервере Живого журнала соберутся все те люди, которых я             хотел бы там видеть, публичный доступ к этим записям будет немедленно закрыт.

Что ж, забавное позиционирование в качестве «сервиса для избранных», вполне понятное и простительное для человека, который просто устал быть в центре общественного внимания. Впрочем, под первыми двумя абзацами и я готов подписаться.

Немного статистики.

На конец зимы этого года в мире наличествует около 50000 liveжурналов. Географически подавляющее большинство их сосредоточено в США (41327), дальше идут Канада (3427) Великобритания (1987) и Австралия (1440). В серединке списка окружающий меня Deutschland (331) соседствует с Бразилией (289) и Сингапуром (441). На просторах же Родины ситуация пока далека от. 40 пользователей в РФ,  целых 14 в Узбекистане, 13 в Азербайджане, 5 в Эстонии, 4 в Казахстане,  по 3 в Латвии, в Туркмении и на Украине, 2 в Киргизии и по одному гордому пионеру в республике Беларусь, Грузии и Армении.

Ужасно жалко, что сервис пока не предоставляет возможность, посмотреть liveжурналы по странам. Жутко интересно, как там дела у коллеги в государстве Бенин, все ли хорошо в Западной Сахаре и какие новости на Самоа и Сейшелах. Администраторы сайта клятвенно обещают, что сия возможность предоставится уже на днях.

Не менее  любопытна классификация liveжурналистов по интересам. После обязательных  music (11394), movies (6882) и computers (5744) сразу идут writing (5672), reading (5235), art (3653) и (sic!)  poetry (3498). Наши люди, а? И то, что писателей традиционно больше, чем читателей, как-то уже не смущает. Даже такие традиционные развлечения, как sex (2240), women (2010) и guys (1567) оттеснены на задний план, не говоря о vodka(297), lesbians (280), cigarettes (270) и buddhism(239).

На лицевой панели есть еще совершенно замечательная кнопка «random», но пока такого кайфа, как на стихах.ру, словить не удается, стохастика она штука упрямая и выкидывает все время на liveдневники американских школьников, испещренные смайликами, указывающими на ежечасные колебания настроения, размышлениями о парне Джоне и прочими шедеврами типа

yesterday i went to WAL*MART with germy and let me tell you WHAT A BEAUUUUTIFUL day we were a wearing a shirtsleeves (which proved fatal cause germy lost his coat uh oh) and it was sunny and  gorgeious waiting for the bus for half and hour didnt matter one bit sooo beautiful...roshni and i ate dinner outside later so nice! and anyways i had a blast at wally world i got a new pair of velcro sneakers cause  my old pair was cracking and falling apart, i got robby j some flip flops so finally he'll wear something in the shower on his feet and i got myself a couple uber cool pairs

Т.е. явный перекос в сторону безоблачного детства налицо, ну а кто там из них Лора Палмер, разбираться лень.

Среди знакомых русскоязычных liveжурналистов выделяются упомянутый уже Антон Носик и Роман Лейбов, чьи дневники представляют собой такие интерактивные записные книжки мэтров: анекдоты, любопытные ссылки, комментарии к новостям, чьим-то публичным высказываниям. Вот пример из Лейбова

Пугающие новости

В.В. Шахиджанян признается: "Перестал заниматься гомосексуализмом <...>".

Оказывается, времени не хватает.

В результате Владимир Владимирович принял радикальное решение: остригся наголо и принял обет молчания.

Пятецкий любил читать такие стихи Есенина: "Сбрею все, отращу себе бороду и бродягой пойду по Руси".

Кроме того, есть свой liveжурнал у Кирилла Куталова-Постолль, из него мы можем узнать, что Кирилл читает сейчас Шишкина и борется с засорившейся канализацией, и у джентльмена по имени aqualang, прославившегося недавно в Тенетах высказыванием: «Нет ничего смешного во второй производной, она называется первообразной».

Но вообще, я искренне надеюсь, что это только начало, очень уж располагающий к легкому творчеству инстрУмент, в голове сразу возникает безумное количество проектов различных liveжурналов, а также идея обязать отдельных граждан ожурналиваться в законодательном порядке.

Хороши должны быть liveжурналы, к примеру,

жены библейского Лота («тут я и вспоминаю, что утюг забыла выключить, оборачиваюсь...»)

Степана Разина («с утра башка трещит, спрашиваю: «хде княжна, ироды?»...)

Льва Троцкого («я с детства питал антипатию к альпинизму»)

Павла Бородина («Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора...»)

Олега Романцева («выгнал Тихонова... продал Штолцерса... проспался... смотрю, играть с «Баварией», а левым полузащитником, странное дело, хоть сам выходи...»)

Леонида Делицына (old version) («когда я был в экспедиции в Абхазии, у нас был такой случай...»)

Леонида Делицына (upgraded) («захожу вчера с любимой девушкой в Пироги...»)

Ну а пока суть да дело, я и сам завел себе liveжурнал. Присоединяйтесь и приходите в гости.

Так победим!

Высказаться?