Вечерний Гондольер | Библиотека


Олег Горшков


Периплы №24 - АНОНС

И все же, вопреки обыкновению, попробую сделать не то, чтобы обзор, а небольшую аннотацию выпуска «Периплов».

 

В разделе «ЛИРОЛЕГО» восемь имен, восемь авторов, восемь, как мне представляется, очень настоящих, замедляющих привычно-беглый, поверхностно-скользящий взгляд сетевого читателя, стихотворений. Зело сожалею, что до самого последнего времени не был знаком со стихами Алексея Остудина, участника Лито им. М.Зарецкого, не знаю даже, можно ли было ранее почитать его в сети. Но теперь Алексей стал публиковаться на «Поэзии.ру», и каждый желающий может подробней вслушаться в этот, с моей точки зрения, удивительно располагающий к себе, богатый метафорическими «интересностями», лирический голос.  Лично мне этот голос дорог и своей как бы проговаривающейся о самом сокровенном интонацией, ощущением доверительного размышления вслух перед каким-то очень близким человеком. А незаемность образного ряда, и вместе с тем, обнаруживающиеся по мере прочтения архетипичность выращиваемых этими образами сутей и смыслов, побуждающих сопереживать, придают этим «проговоренностям»  Алексея характер подлинной и весомой поэзии. Для нынешней подборки из равно достойных вещей я выбрал одно из последних по времени опубликования на сайте стихотворение – «Оттепель».

 

Две цитаты из «Оттепели» для затравки:

 

Рождество безоглядно раздарено,

  на Крещенье карманы – тощей...

  Сколько можно хлебать мне январево

  до оскомины правильных щей?...

   

  … Лёгким заморозком, ближе к полночи,

  взвесью хвои толчёной со льдом

  сквозь ноздрю оторвавшейся форточки

  надышаться старается дом…

 

Нина Демичева – автор давно и заслуженно известный в электрическом поэтском мире. В её «Холодах» ни единого сбоя дыхания, ни одного дежурного, проходного, ничего не прибавляющего к нервной системе стихотворного организма слова, лексемы, эпитета. Всё уживается друг с другом гармонически и ничто не подлежит замене. Неравноценно, ущербно получится.   А это уже свойство стихов по-настоящему мастерских, безусловно, состоявшихся.

Попробуйте найти хотя бы одно более точное, более нужное слово в коде её стихотворения:

 

…Всё теплей одеяло лоскутное,

  Всё смелей домовые в углу,

  И туманы беспутные, смутные

  Сиротливо прильнули к стеклу,

   

  И глядят сквозь проёмы оконные,

  И наутро под иглами льда

  Замирают на окнах, пронзённые,

  Обманувшись теплом в холода.

 

Муся (Любовь Сметанина) написала, по-моему, совершенно роскошную, философическую, аллегорически трогательную зарисовку. Люба пишет очень скупо, но каждое её  стихотворение имеет свое потайное дно, если не бездну, в каждом есть ключик для шкатулки с секретом. Её «Отпечаток» из этого же ряда. Надеюсь, для вас она будет столь же интересна, как и для меня.

Избранное мной стихотворение настолько цельно, что цитировать его противопоказано. Поэтому, просто приведу начало:

 

  В пустом, как боммм, едином поле,

  где первородный тёк песок,

  так одинок и своеволен,

  играл совочком юный бог…

 

Александра Кабанова представлять никому не надо. Избавиться от наваждения его стихами я уже, наверное, не смогу. И это здорово. Жаль, что он перестал баловать своими стихами «Палубу». Безумно жаль. В новом выпуске «Периплов» стихотворение «Дневник». И, конечно, не удержусь от искушения процитировать:

 

Где сохнет от тоски и обжигает - глина,

  у вечности во рту - молитва и малина,

  раздвоенный язык.

  Не жди меня домой, рыбацкий человечек,

  и подтвердит любой сверчок-автоответчик, -

  меня ведет дневник.

 

Элла Крылова, позволю себе воспользоваться канцелярским стилем, поэт, давно востребованный литературным процессом, давний автор «Нового мира» и «Знамени», «Дружбы Народов» и «Звезды», других «толстых» журналов в России и за ее пределами. В издательстве «Грааль» в 2001 году вышла книга её избранного «Пчела на левкое». Кроме этого, есть еще 10 авторских книг, есть переводы её стихов на несколько иностранных языков. Впрочем, сама Элла не любит, когда упоминают о её публичных регалиях, потому как для многих пиитов, существ честолюбивых и ревнивых, всё это, увы, является мощным раздражителем, побудительным мотивом к тому, чтобы, препарировав строки Крыловой самым причудливым и извращенным образом, развенчать и заклеймить их, и осуществить сие, как правило, на фоне самих себя, любимых и воистину гениальных. Но, вчитываясь в стихи Крыловой беспристрастно, у меня, скажем, никак не получалось не пристраститься к потрясающему по образной густоте слогу, к  созвучию какой-то умиротворяющей и мудрой печали и по-настоящему живого, болимого, откликающегося всполохом на всполох, чувства.  Представленное в этой подборке стихотворение «Гиацинт», может быть, не относится к числу вершинных произведений Эллы, но и в нем рука мастера узнаваема и искусна. 

 

Еще немного – с тирсами в руках

  мы двинемся, веселые вакханты,

  по скифским гульбищам, покуда их куранты

  бьют полночь века дикого впотьмах.

 

Сергей Брель из любимейших мною авторов сайта. Его «Россия все-таки лубок», на мой взгляд, «цепляет» некие сердцевинные, изначальные, бородатые и незыблемые данности модуса русского восприятия действа, именуемого жизнью, все его несуразные правды, его извечный взыскующий стержень, его неуемное пристрастие к ловле химер…

 

  Кому придутся по зубам

  широт её орешек,

  и невообразимый БАМ,

  и Батюшков с Олешей,

   

  петровской тишины кагор,

  ваганьковские саги,

  и страсть идти наперекор

  сквозь грозы и гулаги?

 

Уверен, что Михаил Гофайзен также не нуждается в особых представлениях. Его стихотворение «Память», право, заслуживает того, чтобы оно читалось и перечитывалось. И ожидаемая цитата:

 

Раздвинешь шторы, выкушаешь водки,

  раскуришь трубку, чтоб вишнёвый звон

  кадил на все земные околотки

  и в душу лез под плотный капюшон,

  добавишь в чай душицу, бергамот ли –

  неважно что, чтоб выйти в снегопад

  на тракт любви, где вестовые вётлы

  владимирскими вёрстами горят…

 

Неповторимый и самобытнейший лирик, этот Андрей Грязов. Не сомневаюсь, что многие хорошо знакомы с его творчеством. Что-то алхимическое, привораживающее есть в его стихах.

Может, это оттого, что,  читая любое его стихотворение, понимаешь – здесь, то ли само сердце наружу, то ли кожа настолько прозрачна, что видишь, как оно бьется внутри. Удивительно настоящие, без самой крохотной толики лукавства строки. И «Единство-Одинокость» из анонсируемой подборки не исключение.

 

Мне хочется разъять тебя по нотам,

  Переиграть от Баха до Битлов.

  Меж звуков, ускользающее что-то:

  Помеха,

  Помешательство,

  Любовь…

 

В рубрике «Персона Грата» автор, которым в последнее время я просто зачитываюсь – Елена Бондаренко. В персональной подборке Елены семь стихотворений. Очень разных, но неизменно потрясающих почти запредельной образностью, плотно насыщенных звуком, цветом, всякими штучками из ремесленнического набора ваятеля изящной словесности – от снайперски поражающих цель оксюморонов до удивительно устроенной полиметрии и полиритмии, лишь усиливающей ритмическую организацию строк, обогащающей их музыку. И что самое главное, всё это ни на йоту не может поколебать того ощущения достоверности чувств, которое оставляет поэзия Лены.

 

  Осенние сады полны печали.

  Ветхозаветно – местная тоска –

  Во вздохе саксофона: « Sorry, Charlie»,

  В надломленных гортанных мантрах чаек.

  В окладе цвета байхового чая -

  Намоленные небом облака…

 

В заключение хочу лишь напомнить, что написанное выше  не обзор и не разбор очередного выпуска «Периплов», а именно аннотация, целью которой является попытка дать некие ориентиры в содержании представленных в очередных  «Периплах» материалов.

 

С уважением и благодарностью ко всем осилившим этот анонс,

Олег Горшков

    ..^..


Высказаться?

© Олег Горшков