Вечерний Гондольер | Библиотека
МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН
Стихотворения
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА-1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КЛАУСТРОФОБИЯ

-1-
не лучше ли слепнуть от хаоса
нежели быть
одним из бесчисленных следствий
в бесконечной цепочке трагедий
переживаемых богом
имена которым
вера надежда и ложь?

-2-

в конечностях зажав по скалке добро и зло играют в салки
на веко камень накатив вкруг вия вертится сизиф
софиты мучают артиста
нет сменщика-семинариста – в борьбе за счастье из-под палки
лицо краснеет на плацу зачем спиноза молодцу
ведь нравственность не излечима в миру со слов иммануила
считалка длится под скакалку
трубит трубач и жжёт губу вгоняя лёгкие в трубу

не пой красавица при мне про общий ренессанс во вне
пока душа летит на стрежень для каждой «для» найдётся стержень
потом однажды станет хуже
какое дерево из стружек – я вижу лиц парад-алле
тоскливый демон дух кошмаров парит под грешные фанфары
да «нет» стоит на месте «да» в дому из воска и стекла
тюльпаны киснут на столе
во славу падшего артиста под сонный глас полифониста

достойный как кабриолет на всё пролив сермяжный свет
сидит рыбак на берегу под радугой согнув дугу
уды и в ус себе не дует
не поминайте лихо всуе – наиглавнейший есть завет
беда всегда найдёт арену и гладиатору замену
и богу богово вестимо ну и налимово налиму
каков рыбак таков макет
коврижки
рукописи
дома
сознанья
жизни
водоёма

-3-

и была тьма
и тьмою был свет
и было всё из ничего сотворенного
и было всё хаосом
и был хаос никогда и завтра и некогда
и был он нигде и здесь и негде
и всё чем он не был было тьмой
а всё чем он был было светом

и был свет
и свет был тьмой
и одиночество было абсолютным
и абсолютна была свобода
и свобода была выбором
и имя выбору была трагедия
и был он между смертью и вечностью
и пал он на смерть
и обрела жизнь форму вещей
и возымела всякая вещь пространство и порядок следования
и всякий порядок был временем
и всякое время приближало всякую вещь к вечности
ибо нечто становилось ничем
а ничто становилось всем

и была тьма
и тьмой был свет
и всё было всегда ибо не было времени
и всё было во всём ибо не было пространства
и не было ни всегда ни во всём
и всякая сила была альфой и омегой всякой силы
и всякая причина была следствием
и всякое следствие было причиной
и не было ни сил ни причин ни следствий
ибо всё было нулём
а нуль был всем

и был свет
и свет был тьмой
и многое становилось понятным
и что нет будущего есть только мечты о нём
и что нет настоящего есть только взгляд из прошлого
и что всё уже было до того как произошло
и нет следа на том что покрылось поверх иным следом
и не в состоянии быть одно и то же в одном и том же
и что путь в былое пожирает путь былого
и потому ничто не должно возвращаться
и всё возвращалось на круги своя
ибо время и память несовместны
а всё что произойдёт есть

-4-

бьётся сердце
аквариум
милые рыбки
акватория наша не больше пылинки
всем имеющим жабры конечно известно
что под лампой всегда недостаточно места

отпуская свой дух во всевышнее ухо
где бы плоть ни всплывала за плотью вверх брюхом
над бульоном бурлят злые мухи мочала
что на чалке начал чалят души к причалам

по волокнам судьбы из кулька да в рогожу
у единства в себе нет ни рожи ни кожи
оно сердце своё по частям собирает
за любовью любовь
лишь бы не было края

где впадая в безумье абстракций и планов
одиночество в море пустот и кошмаров
разбивает опять его сердце на части
это вы мои рыбки
заложницы счастья

умереть от удушья упившись ненастьем
как любовью навзрыд и вином для причастья
то ли он
то ли вы
то ли я –
у матрёшки
ни числа ни лица
лишь обложки
обложки…

-5-

Что бы там ни осталось –
не люблю я долги,
ведь недолго на старость
копим мы пятаки.

А потом – стань ты ветром,
или мхами на пнях,
или солнечным светом
по весне в зеленях,

будет память из сердца,
невзирая на смерть,
будто зуб у младенца,
прорастая, болеть.

-6-

папа, а я - это кто?
некто…

папа, а что такое смерть?
путь некто во всё…

а если я не хочу?
тогда - в ничто…

а это долго? путь?
пока есть те,
кого ты помнишь…

а если их нет?
тогда те,
кто помнит тебя…

папа, а мы умрём?
посмотрим…

а потом будет сад?
возможно…

папа, а сад это жизнь?
это мы…

а почему я лежу не со всеми?
потому что ты отказалась…
ото всех…
там...
на Земле...
тридцать первого августа...


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РЕНЕССАНС

1

Сталь клинка,
что бесстыдная девка,
ищет плоти.

На теннисном корте
мячик жизни ударился в сетку,
рикошетом пришёлся на ветку -
мельпомену, цыганку, кокетку.

Юный батюшка, силясь по мере,
укрепляется, видимо, в вере,
над промёрзшей могилою стоя.
Снег идёт бесконечно и нервно,
воздавая по вере, наверно,
а за снегом охотятся ветки,
распушив ненасытную хвою,
как нимфетки в походной расцветке.

Я убил тебя, Непенелопа!
Зацепились, запутались стропы -
мы любили, парили недолго -
на скале две тряпицы из шёлка,
на ветру, словно хлопья, холопьи
наши сущности нечеловечьи,
что иные пространства отверзут,
уносимые в млечную бездну,
точно искры летящей картечи,
наши души-не души – увечья.

Подожди! Над планетой зависни -
может, не было, милая, жизни?..

2

Как хлыстом по холсту,
наст хрустит за версту.
Пустырям –
по кресту,
а кустам –
по костру.

Ни жнивья,
ни жилья,
даже нет воронья,
никому и ничья
только эта Земля.

Эй, ударь!
Не жалей,
бей в свой бубен, борей,
бей насквозь,
до костей,
до души –
чтоб больней!

Чтоб почувствовать страсть,
чтобы плоть,
чтобы всласть,
чтобы страх,
чтобы плеть,
чтоб почувствовать смерть...

3

Был снег в начале.
Позже снег с дождём.
Потом ветра раскачивали тушу
вселенной, и, казалось, окоём
перетекал в одну большую лужу.

Набравшись сил, вода взломала лёд,
рельеф меняя, вырвалась наружу,
где, словно время, двинулась вперёд,
своим величьем сотрясая сушу.

И плоть земли, не помнящая бед,
звезде навстречу распахнула душу,
чтоб часом позже, впитывая свет,
забыть о тех, с кем умирала в стужу.

-4-

и решил он что жизнь это хорошо
и решил он что есть счастье в выборе
но вне времени ничто не живёт
а во времени всё умирает
и обманулся он сам
и обманул творение своё
ибо каждый раз умирал в сотворённом
а сотворённое каждый раз умирало в нём.

ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА-2
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИСХОД

1

Сократ,
что есть мироорганизующий принцип?
всё

но тогда и я – он!
если хочешь

а если нет?
значит, не хочешь

но если я не хочу, значит - его нет?
или тебя

учитель, я правильно тебя понял…
если мы хотим – то только вместе?
или не хотите

но тогда что есть он, если я ничего не хочу?
ничто

2

разбилось зеркало на тысячи миров
на тысячи пространств и одиночеств
где в каждом
он
лишь слово среди слов
где в каждом
я
лишь отчество из отчеств


3

разве не слогом
стал звук
разве не словом
стал слог
разве закончился круг
там где в начале был бог

4


завязка драмы
плач в ночи
кричи
мой маленький
кричи
завязка драмы
юны лица
отца и мамы
чай
душица
чернила
черновик
черника
соученик
за ликом лики
в чередованиях созвучий
причины
следствия
и случай
непонимание
друг друга
непобедимое
как скука
то чёт
то нечет
блик
на миг
младенец
юноша
старик
стук чёток
чаще
реже
чаще
звук капель
в чашу
чаше
чаще
уют печи
тепло груди
кричи
мой маленький
кричи
крик
вездесущий первый слог
после которого
был бог

5

Сократ,
а разве может существовать
какая-нибудь вселенная без света?
уже может…

почему?!
потому что ты о ней помыслил…

значит, если я не думаю о чём-либо, его и нет?
или нет тебя…

хорошо!
но если я во тьме и сомневаюсь в том, например, что любовь существует?
возможно, любовь сомневается в том, что существуешь ты…

разве любовь может сомневаться?
а разве она не подобна тебе?

как же тогда стать счастливым?..
а ты уверен, что хочешь этого?

конечно, учитель!
тогда – никак…

6

и всякая вера вела к надежде
ибо не было без надежды
смысла в вере
а без веры смысла вечности

и всякая надежда вела к свету
ибо не было без света
самой надежды
а без надежды смысла времени

и всякий свет был любовью
ибо вне любви
тьмою оборачивался свет
а пространство небытием


и всякая любовь была стремленьем к счастью
ибо вне счастья
любовь оборачивалась ненавистью
а ненависть разрушала общее отнимая подобное

и всякое счастье вело ко лжи
ибо вне лжи не выживало там
где дух страшился страдания
а страдание становилось отчаяньем

и всякая ложь вела к свободе
ибо освобождала от того
что сама защищала
а на месте рождалась боль

и всякая свобода становилась одиночеством
ибо только через одиночество
часть не зависела от целого
а свет не зависел от тьмы

и всякое одиночество становилось выбором
ибо вне выбора
одиночество суть пустота
а природа вещей не терпит пустоты

и всякий выбор был трагедией
ибо вне трагедии
нет гармонии
а добро и зло в сущем есть одно

и всякая трагедия была словом
и слово проявлялось в языке
ибо вне языка трагедия не разрешима
а бытие лишено жизни

и разрешаясь
трагедия становилась актом творения
и творение было подобно творцу
и творец был подобен творению
ибо иначе как из себя
ничто сотворено быть не может

и подобна часть единому и единое части
ибо оно есть они а они есть оно
и всё есть во всём подобно матрёшке
и молекула во вселенной
и вселенная в молекуле
и образуют они музыку сфер
или иначе
ХРАМ МИРА

где всякая вера ведёт к надежде
где всякая надежда ведёт к свету
где всякий свет…
и несть числа кругам этим
ибо иначе – НИЧТО
и это хуже ада

7

Перевод с божественного на земной,
жизнь -
музыкально организованная речь.
На булыжной,
стенами замкнутой мостовой,
проставлена аппликатура встреч.

Похожая так на горсть
падающих монет,
тянется тема лет:

картечь
молниеносных событий,
тамтамы воинов-городов,
глаза незрячих предтеч
в муке наитий –

и всё в надежде прочесть
однажды первоисточник,
как будто ошибочно смерть
закралась в земной подстрочник.

8

Сократ,
вчера ты сказал, что счастье невозможно -
но почему?
мы лишены лишь того, чего желаем

но учитель… мы желаем жизни и имеем её!
это чувство

мы живём - лишь в силу того, что чувствуем жизнь?!
если то, что мы чувствуем, – жизнь

а, если нет, что же тогда жизнь?
и то, что мыслится

ты хочешь сказать, что чувство – мыслимо,
а мысль – чувственна?
если нет третьего

а если третьего нет?
уже - есть

9

Клубок луны в рождественский лубок,
как колобок, по антрациту выси
скатился, прилунился возле ног,
где снег ожил и заблистал по-лисьи.

Из перстня ночи вынесли агат
волхвы воды, бразды ослабил возчик
тоски и страхов кукольных, назад
подалось время, замерло, как росчерк.

А сказочные волны, что слоны,
толпились в ожидании на пирсе,
и звук был смыслом -
звук с той стороны,
где Сын и сын, чтоб умереть, родился.
© МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН