Вечерний Гондольер | Библиотека


авторы

http://poezia.ru  


«ЛИРОЛЕГО»

 

  •  ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ
  •  ГЕННАДИЙ ЕРМОШИН
  •  ДМИТРИЙ КОЛОМЕНСКИЙ
  •  ИГОРЬ КАСЬЯНЕНКО
  •  СЕРГЕЙ ПАГЫН
  •  ЛАДА МИЛЛЕР
  •  СЕРГЕЙ ШЕЛКОВЫЙ
  •  GLEB BARDODYM

 



ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ 

Элегия 

Е. С. 


Уходит лето, как уходит жизнь - 
невосполнимо, неисповедимо, 
невыразимо! В этих "не-" кружись, 
веретено забвения, где имя 
и то уж устарело. Ткач скупой 
перебирает не гроши - тот голос, 
глубокое контральто с хрипотцой 
едва заметной; тот бульвар, что вёл нас 

по лезвию неузнанной любви; 
тот ломкий жест чуть согнутым запястьем 
поправить ветреную прядь - увы! - 
лишь растрепался лён. И от напасти 
подобной рябь улыбки разлилась 
в излучинах лица под серым небом 
каких-то матовых туманных глаз - 
совсем заврался... До чего ж нелепо 

тревожить угли памяти, когда 
увиделись бы вновь - и не узнали 
друг друга. Вдосталь счастья и стыда 
на мелочь дней за годы разменяли, 
химера, муза, женщина, - кому 
выкрикивать озябшие фонемы, 
да и жива ли?! Дон Жуан, хомут 
твой тяжек, а потом смешон. Вот с тем и 

вертайся на уже привычный путь 
охотника - глазами вспять. Ну что же, 
разбуженное сердце не вернуть 
в тиски старинной робости. Похоже, 
не в одинокой раковине - соль, 
тем более, лекарство. Вот и спелись, 
придуманное прошлое, пароль 
к которому забыт. А значит, смело 

актёрствуй на подмостках языка 
немых аллей, расхристанного года, 
полупрозрачных лиц, рифмуй - пока 
за гримом из досужих анекдотов 
со сплетнями, под коду "всё пройдёт", 
заботливым суфлёром лицедейства, 
седая осень заливает рот 
водой живой, отчаянной, летейской. 

    ..^..




ГЕННАДИЙ ЕРМОШИН 

Стансы Голоцена 

Мир – балаганчик-ностальжи… 
Лишь лейтмотив любви неверной, 
Как дуновение инферно 
Над краем пропасти во ржи… 

Во лжи… Знакомы типажи, - 
Кто - воровством, кто – простотою, 
Счастливых весей муляжи 
Под бутафорскою звездою. 

Опять проворят времена 
Кумирам свечи в изголовье, 
Забвеньем метя имена 
С несовместимой группой крови. 

Всё меркнут отблески побед, 
И за утратою – утрата… 
И ты, уставшая от бед, 
Проходишь точку невозврата… 

Рассредоточены полки… 
И зубоскалят доброхоты… 
И я бросаюсь на штыки 
Твоей бесчисленной пехоты… 

Нас так учили – умирать. 
Рвану рубаху – или-или!.. 
Нам век дано ли выбирать, 
Где б дождались и долюбили?.. 

Плащ Гамлета, колпак шута, 
Пастушья дудка Крысолова, - 
Моя мелодия чиста – 
Обман чарующего слова. 

Что в искренности той, скажи, 
Тебе, пропавшей в голоцене? 
Но в гулком зале – ни души. 
Стою один на чёрной сцене… 

Пусть Режиссёр неумолим, 
И наши столь несхожи роли, - 
Я тем же ангелом храним… 

Синице в небе – вольной воли!.. 

    ..^..




ДМИТРИЙ КОЛОМЕНСКИЙ 

*** 

Потемнело, нахмурилось – стало быть, жди холодов. 
– Будь готов, – намекают. Всегда, то есть вечно, готов! 
Закупается пакля, замазка, бумажная лента, 
утепляется дом – обрастает и мехом, и мхом, 
разживается ватной подкладкой любой балахон – 
такова конъюнктура момента. 

Холода – даровая забава великой страны. 
Трубачи потепленья издерганы, нервны, больны, 
отморозки, напротив, бодры и насквозь деловиты. 
Время шкаф потрошить, разбирая свалявшийся хлам, – 
сквозняки шелестят по когда-то укромным углам, 
энергичны, как все неофиты. 

Настает, наседает, накатывает, холодит. 
Бродит ветер, веселый и злой, точно мелкий бандит, 
а за ним наползает, шипя, ледяная эпоха, 
самый воздух которой тяжел, непрозрачен, свинцов, 
ощутимо знаком по рассказам дядьев и отцов 
и вдыхается плохо. 

Так открой напоследок окно в остывающий день. 
Улыбнись на прощанье. Потом телогрейку надень 
и треух, где твой номер белесою хлоркою выжжен. 
Не заламывай рук. Не вопи в равнодушную тьму – 
здесь привычка к тому, чтобы жить и тужить одному 
и полезней, и выше. 

Не надейся на лучшее. Не береди естество: 
повезет – доживешь. Или нет, что скорее всего. 
Безымянный скворец, часовой на весеннем кордоне, 
отчужденно гляди на грядущий морозный облом 
и горячим дыханьем – ворованным зимним теплом – 
грей ладони. 

    ..^..




ИГОРЬ КАСЬЯНЕНКО 

Провинция 

  I 
Провинция. Утро. Мужчины, как тени, 
С трудом отличая старух от молодок, 
Плывут сквозь похмелье вдоль ряда строений, 
Похожих на флот перевёрнутых лодок. 

Светило за тучами на небосклоне 
Мерцает, как жёлтая пятка японца 
В дырявом носке. На соседнем балконе 
Петух, обнаружив наличие солнца 

На месте Луны, подражая Колумбу, 
Пытается выкричать некую гамму. 
И машет крылами. И падает в клумбу, 
Как пьяный орфей в оркестровую яму. 

В газетном киоске бунтует столица. 
Титаны и боги дерутся за куш. На 
Олимпе кому-то придётся делиться. 
Но снова не с нами. Поэтому скучно. 

И общество к местным приколам влекомо - 
Представьте, ночами, по небу, как птица 
Летает главврач сумасшедшего дома. 
И он не один. С ним нагая девица. 

Богиня ли беглая, ведьма ль – не важно, 
При свете Луны аксиомы дневные 
Так зыбки, что можно легко и бесстрашно 
Летать и любить, - утверждают больные. 

  II 
Провинция. Полдень. Навоз на асфальте 
Сияет, как роза в руках лесоруба. 
А вот его сын, он играет на альте, 
Но любит, как рубит, по-прежнему, грубо. 

Под небом, похожим на каменоломню, 
Парят херувимы в домашних халатах. 
Мой папа был Бог! Или плотник? Не помню… 
Нас много по пьянке-гулянке зачатых. 

Какая порода, такие и чувства. 
Мне дочь землемера, за кофеем, кстати, 
Однажды сказала: Любовь – не искусство! 
Любовь – это подвиг! (в масштабах кровати) 

О, нерасторжимая связь поколений! 
О, город, взращённый на грядке посёлка! 
Ты всё ещё ставишь меня на колени, 
Чтоб я понимал точку зрения волка… 

III 
Провинция. Сумерки. Каждая хата 
Находится с краю. Зовущим на помощь 
Ответит первач из глубин аппарата. 
Закончилось время. Провинция. Полночь. 

Две стрелки слились на мгновенье, как руки, 
В молитве за всех, потерявших рассудок 
Меж пламенем страсти и пеплом разлуки, 
Слились в ожиданье рождения суток. 

Безвременье… Медленно падает с неба 
Луна, опрокинутой чашей Пилата… 
Я должен был быть. Но, наверное, не был. 
И снова. Провинция. Где-то. Когда-то. 

    ..^..




СЕРГЕЙ ПАГЫН 

* * * 

Приходит час и страху увядать 
иль рваться пряжей в темноте сердечной, 
и скрипке сипло за окном играть 
в глухом дворе о временном и вечном, 

где плакальщиц воронья суета 
у красного раскрытого футляра. 
И станет вдруг доступна простота 
твоим стихом зашептанного дара 

неспешно жить, 
смотреть в свое окно, 
лущить фасоль, 
тянуть за словом слово 
и наблюдать как светится вино 
меж пальцами в стакане стограммовом. 

Все хорошо... 
Еще хранит тепло 
сиротское, беспамятное, птичье 
карман глубокий старого пальто, 
в котором ты найдешь лишь пару спичек 

да медный грош с табачинкой сырой, 
прилипшей крепко к полустертой решке. 
Все хорошо... 
Над бездною с тобой 
чертополох, 
боярышник, 
орешник. 

    ..^..




ЛАДА МИЛЛЕР 

паутина 

Льнет паутина к белому холсту. 
Разорван ветер - вот бинты и флаги. 
Коньяк реки из оловянной фляги 
Течет под ноги хрупкому мосту. 

Бегут, бегут прогорклые леса - 
То серебро, то патина, то бронза. 
Болит сосны звенящая заноза, 
Бледнеет солнце в рыжих волосах. 

Синеет мир, как в яблоках вода, 
Гудит зенит - густой, чугунный, гулкий. 
Осенний пот стекает в переулки, 
Искрясь, чадя, сгорая от стыда. 

Там - во дворах - чердачная тоска, 
Наждачный скрип, соломенная скука. 
Желай меня. Жалей меня. Баюкай. 
А осень - что? Как счастье, коротка. 

    ..^..




СЕРГЕЙ ШЕЛКОВЫЙ 

Письма с крымского балкона 

  1.                  
На прямую надеяться, друг мой, сегодня нелепо. 
Повезёт, если вывезет часом дорога кривая. 
Разлюбил я все зрелища, стал не охоч и до хлеба.- 
Календарные тихо записки-листки обрываю. 

Между скифами слова незлого и встарь не водилось. 
А на днях, и подавно, добро отменили декретом. 
Если снег упадёт, я вполне оценю эту милость, 
хоть июльский я фрукт, и согреться могу только летом. 

Всё трудней приезжать мне к желанному некогда морю. 
Одиноко вдвоём, одиноко на людной гулянке. 
Длится время во мне и снаружи. Подобному горю 
не помогут дельфин говорящий и Ельцин на танке. 

Подметаю балкон, и шуршит бородатый мой веник, 
но посланье к тебе, уж поверь, завершаю при этом. 
Если знаешь, где взять хоть на зуб неотравленных денег, 
поделись и со мною своим кулинарным секретом. 

Уж кого ни читали мы, брат, на приморском балконе, 
что за образы ни воспалялись в лирическом сердце! - 
А в загоне не те. И не те, особливо, в законе... 
Впрочем, каждому - свой, как сказали бы в Риме, сестерций. 

Что до Рима, увы, - продолжаю ценить понаслышке. 
А вприглядку - любуюсь отчизной в разобранном виде. 
Допускаю, однако, что дома метафор в излишке: 
здешний воздух шершавый глотнул напоследок Овидий. 

Прекращаю писать. Не хотел бы прослыть говорливым. 
Не пристало нам, друг мой, к сединам дружить с болтунами. 
Время к вечеру клонится. Юг остаётся красивым. 
Шума больше, чем прежде. Но нету угрозы цунами. 

  2. 

М. 

С монголфьера-балкона, - в хлопчатых бывалых шортах,- 
в час сиесты сочувственно вслушаюсь в родственный шорох 
стихотворному ритму нечуждой волны понтийской, 
работящей близко. И с берега этой запиской 
о тебе, мой наследник пшеничноволосый, вспомю. 
Ибо я всё ищу своему землепашеству ровню - 
там, в минутах свиданья на улице Жён Мироносиц, 
где решает отец с нежно-розовой мамой вопросец, 
и в другой стороне - в сочленённой из пик ограде, 
где простится мне всё, и Христа, и язычества ради... 
Где оставлю в осадке я, максимум, дюжину стансов, 
для которых прочтенья без желчи и реверансов 
я хотел бы. Но, впрочем, желание это 
есть типичный симптом для невольника чести, поэта... 

Извини, славный мой, этот месседж в конверте из Крыма, 
где связались пути, те, что далее вьются незримо 
до родных островов, где на эллинских скалах я вырос, 
хоть по-гречески помню лишь альфу, как Папасатырос... 
В сернокислом году этом, - от несварения Феба, - 
обжигающий зной изливается в августе с неба, 
и в цветах ленкоранских акаций размножился бражник, 
мотылёк, толстобрюхий, как честного вора бумажник. 
Но тугая вода, но первичного лона стихия, 
где и вволю грешил, и смывать порывался грехи я! 
И для взора просторного, и для широкого вдоха - 
хорошо! Яко Кормчий сказал - хорошо, а не плохо! 

Оттого, эллин мой, мне бы очень и очень хотелось, 
хоть и глупо мне брать на себя ожидания смелость, 
чтобы день наступил, когда плыли бы молча мы рядом 
в параллель Партениту, смоковницам и виноградам, 
у границы буйков по сентябрьскому синему Понту, 
вдоль отвесного берега, - не к миражу-горизонту, - 
а вдоль спелых пейзажей из зелени, охры и мела, 
вдоль крупитчатой правды, что не изолгаться посмела. 
Ибо в старом пароле, ещё не отжившем, - "Эллада" - 
на свой лад, но таится пропажа семейного лада... 

    ..^..




GLEB BARDODYM 

Еще, дорогу чуя, кони... 

Еще, дорогу чуя, кони 
всхрапнут. 
И день в мои ладони 
подбитой птицею падет! 
Метель и скорость. Снег и лед! 

Еще по нечкинскому тракту 
я ночь на север погоню! 
Слезясь белесой катарактой 
навстречь двуглазому огню, 
луна замечется меж елок, 
и будет путь мой дивно долог, 
как санный ход, как млечный волок, 
как скрип повозки, крик «Впере-ед!..» 
Асфальт и лед, и снег, и ветер, 
и резкий крен, и разворот! 
Ты - в белой тьме, я - в черном свете! 
А через миг - наоборот… 

Там смерть моя живет - в педали. 
Дрожит и ждет! Но «фас!» не дали… 
Светает утро вдалеке. 
Сметает дворник однорукий 
сухой снежок. И - звуки, звуки... 
А это жизнь болит в руке. 

    ..^..

Высказаться?

© авторы