Вечерний Гондольер | Библиотека


Игорь Пронин

http://pronin.livejournal.com  


Про "Адмирала"

   Фильм порадовал безумно. В первых же кадрах народный герой Колчак показан как настоящий герой. Не сразу, правда. Сперва мне показали всяких умирающих матросов, кого-то без конечностей - ну, все то, что так привлекает зрителя (ведь у нас все еще конец 80-ых, не так ли?). Затем и КОлчак получил наконец по мозгам и немного проснулся. Проснувшись, он утер кровь и вспомнил, что вообще-то из пушки белку в глаз бьет. Поднимается он тогда на мостик, пинает одного матроса - мертвый. Пинает другого - живой. Давай, говорит, заряд. А то у меня у самого ручки в перчатках. Матрос пытался помереть, но не смог, пришлось дать. Ба-бах! Вдали огонь и смерть, снесло полкорабля, но вторая плывет пока. Колчак тогда придумал хитро: развернуться и пойти прямо по минному полю, в честь чего устроил моление - так принято у православных перед смертью. Удивительно, но экипаж не связал героя и не выкинул его за борт. Надо полагать, брали туда только сирот-холостяков, о чем Колчак безусловно лично заботился как раз на такой случай. Конечно, у борта закачалась мина. Сироты-холостяки тут же все туда сбежались - глянь, братцы, ща как эйбанет, во петарда-новыйгод! Но не повезло. Повезло германцам. Трах-бабах, корабль буквально всмятку. Отлично, сказал герой Колчак и потыкал там кого-то тросточкой - езжай, мол, братец, успеешь к обеду, гривеник накину. Немцы, барахтаясь в студеной Балтике, удивленно спрашивали друг друга: и это тот самый Колчак нас тут подыхать оставил? Тот самый, да. А еще в перчатках.

   Потом фильм затянуло в лирическую линию и я куда-то отошел. Помню только, что муж замечает главной героине, что она его венчаная жена, а та, пукнув от удивления, спрашивает: И что? Сразу стало понятно, что народному герою Колчаку такая понравится. Потом был некто, кого называли Его Величество. Весьма странный эпизод, что этим хотели сказать авторы, осталось для меня загадкой. Потом я пришел откуда-то, и увидел, как матросы летом 17-го года устраивают офицерам геноцид в Севастополе. Странно, в протоколах допросов Колчака тот утверждал, что его стараниями в городе до самого его отъезда хоть какой-то порядок поддерживать удавалось, по крайней мере о массовых казнях не говорил. Может, стеснялся рассказать, как швырнул кортик за борт, когда его матросня припугнула? Тогда было бы понятно. Значить, в пылающем городе, полным молоденьких офицериков, бегающих от толп озверевших матросов, бросил Колчак жену и сына и махнул в Питер. Там чуть ли не наорал на Керенского, и тот прогнал героя в Америку. Очень благородно было с точки зрения Колчака на допросах чуть иначе освятить этот неприятный для Керенского факт. Теперь Керенскому должно быть очень стыдно. А Колчак как-то попал обратно в Россию, тут я уж много пропустил, но вроде о его попытках устроиться в английскую армию и склоках на КВЖД с Семеновым ничего не было. А может, и было.

   Я снова засмотрелся, когда опять пошли баталии. Ну, это же привлекает зрителя, особенно катающиеся солдаты без конечностей. Кстати, задумался: почему сестрам милосердия шапок не выдавали? Это жестоко все же. Я понимаю, что у женщины голова не главное, но не настолько ж - Сибирь, на секундочку. В общем, Колчак побеждал-побеждал, да почему-то не выпобеждовал. И тогда побеждать стал Каппель (Сережа Безруков, мой, можно сказать, любимый артист). Каппель прибежал в окопы, и стал ко всем приставать: почему не стреляем? Ему как могли объяснили: снаряды кончились, вот и курим. Что за фигня! - расстроился лицом Каппель и пошел дальше. Дальше стоял озадаченый боец и рассматривал винтовку. О, и патроны кончились! - сказал боец. Каппель прямо руками затопал - так его уже рассердили эти краснопузые наймиты германского и еврейского капитала, у которых всегда есть и снаряды, и патроны, и, к слову, сухие портянки, о коих потом. Каппель достал саблю и потребовал построения, просто как Колчак молебена. Построились - торчат из окопов как в тире, пули свищут, где-то какая-то шрапнель, а Каппель и говорит: Чудо-богатыри, типтово, мы всегда били врага! Странно, но никто в строю не засмеялся, а дело-то происходило уж недалече от Иркустка. Поставил, значит, дисциплину. И, как в старые добрые времена, помашировали каппелевцы на пулеметы. Фраза о том, как ровно этот Каппель смог заставить ходить своих интеллигентов, почему-то не пригодилась сценаристам. Все же небритая Анка поливала наступающих некоторое время, пока не попала случайно в сестру милосердия с отмороженной головой. Тут всем стало неловко, красные вспомнили, что у них щи стынут, и убежали. Но как же оказалась горька судьба народного героя Каппеля! Первым съехал на лед и провалился вместе с конем. От сухих сапог отказался - у самого вторых не было, а чужие видать негигиеничны - а сухих портянок не оказалось во всей армии. Вылил воду из сапог, натянул, вскочил бодрячком, и поехал дале. Ясное дело, в какой-то деревне мрачные херурги отяпали ему обе ноги без всякого рауш-наркоза, им ведь интереснее, когда он корчится. А создателям фильма еще интереснее, потому что это же очень привлекает зрителей! Очего, кстати, они оттяпали только ноги, не очень понятно - вообще-то, он по тому морозу целиком в свежепостиранной амуниции катался, можно было сразу резать по шею - все равно помрет. Ну, он и помер. Но так херургам-создателям интереснее было. А рассказать, что Каппель действительно промочил ноги, но без всякого падения в прорубь, а ампутировали ему пальцы - скучно. Что это за народный герой, если только пальцы? Да и то: снявши голову, по ногам не плачут, тут я с создателями согласен.

   Дальше я как-то почти отключился от просмотра и предался размышизмам об уважении к публике, которое декларирует прежде всего каждый "херург-создатель" нашего кинематографа. А что, если и правда вот это считают уважением? То есть вполне по христиански: относятся к другим так, как и к себе желают. Страшная это мысль, страшная. Но, надеюсь, глупая, и на самом деле они раздают быдлу быдлово, а сами смотрят не насмотрятся "Крестных отцов" да "Касабланок". Учатся на примерах. И скоро уже снимут что-нибудь для себя. Нет, нихрена не спится, только отупел до пафоса, обидел всех, кому фильм понравился, и пальцы стоптал. А все потому, что... Ихь вайсе нихт, Мария Павловна! Просто не надо было Колчаку по минным полям раскатывать, глядишь и не порезали бы офицериков, и не было бы сейчас того что есть, дабы быть кратким, и во всем виноват Колчак, отпустите Чубайса. Бла бла бла.

    ..^..



Высказаться?

© Игорь Пронин